Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 13:37

МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 205

Сведения об образовательной организации
Профсоюзная организация
События
Страница ГИБДД
РОДИТЕЛЯМ
Интернет-ресурсы
Обратная связь

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Артикуляционные упражнения.Звук Ш

 

 

                         Капустина Т.Н.

 

Консультация родителям по работе над звуком «Ш»          

C:\Users\ОЕМ\Desktop\DSC02793.JPG

 

 

 

 
 

doy205.ucoz.ru

2015

 

 

 

 

 

 

 

       

                Методические рекомендации к использованию пособия

      Данное пособие предназначено для того, чтобы помочь родителям закреплять навыки  правильного звукопроизношения звука «Ш» дошкольником 4-6 лет в домашних условиях.

   Для того, чтобы ребенок правильно освоил звук, необходимо чтоб он освоил правильный артикуляционный уклад звука и закрепил его в свободной речи. Чтобы ребенок закрепил звук в речи необходимо неоднократное подкрепление правильной артикуляции звука, поэтому для достаточного закрепления его необходимо участие родителей.

Всю работу над звуком можно разделить на следующие этапы:

I этап- подготовительный

II этап- закрепление правильного произношения изолированного звука

III этап – закрепление звука в слогах, словах, предложениях и связной речи

      Переход с этапа на этап возможно лишь после полного закрепления содержания предыдущего.

 

 

http://logoped18.ru/images/avtomatizatsiya-zvuka-sh-1.jpg

 

 

        Поскольку основная деятельность дошкольника игровая, необходимо применять игровые приемы подготовки к правильному произнесению звука. У ребенка еще более повышается интерес в том случае, если демонстрацию картинки, соотвествующей артикуляционному упражнению, сопровождает стихотворный текст. 

              Например:

                                  Упражнение «Лопаточка»

Язык широкий положи и под счет его держи!

Раз, два, три. четыре, пять язык надо расслаблять.

 

 

 

 

 

                      http://rodnaya-tropinka.ru/wp-content/uploads/2013/09/artikuliatcionnaia-gimnastika6.jpg   Упражнение «Лопаточка» http://vsnc-ecpsph.narod.ru/express/msth.jpg              Упражнение «Чашечка»http://5-bal.ru/pars_docs/refs/1/892/892_html_c8a3174.jpg          Упражнение «Вкусная сметана»

  

I этап – подготовительные упражнения к постановке звука

     Подготовительные упражнения включаются в артикуляционную гимнастику, которую необходимо проводить 1-2 раза.

    Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

      Для правильного произношения звука «Ш» необходим подъем кончика боковых краев языка к твердому небу, округление и выдвижение  губ вперед. Теплая струя воздуха должна проходить между языком и небом. Мы слышим характерный глухой шипящий звук.

     

      Проверьте, может ли ваш ребенок выполнить  те упражнения, из которых можно будет сформировать артикуляционный уклад для звука «Ш».

«Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5–10.  

 

                                                  «Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Поднять боковые края языка и кончик языка к верхней губе. Удерживать такую позу под счет от 1 до 5-6.

 

                                                  «Вкусное варенье»

     Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Затем облизать нижнюю губу. Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть во время этого упражнения была неподвижна.

                                                    «Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Затем нижние зубки.

 

 

Если ребенок, справляется со всеми этими упражнениями, можно перейти к следующему этапу – постановке изолированного и звука и его закреплению в звукоподражании.

 

 

 

II зтап  работы - произнесение изолированного звука «Ш»

 

Послушай и повтори правильное произношения звука.

 

Внешний рисунок губ для звука «Ш"

 

                                                                      

http://i.detskijsad7.ru/u/pic/29/316039fd314b32cf06b9d5f11bd0e9/-/24307179.jpg

 

 

        Изолированное произношение звука может быть закреплено в таких играх.

Игры и игровые приёмы, применяемые при автоматизации звука в изолированной позиции.

       Для того, чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков.

«Лесенка» Игрушка поднимается по лесенке. На каждой новой ступеньке чётко произносится отрабатываемый звук.

Логопедическая игротека. Дидактические игры для автоматизации звуков

 

 

«Звуковые дорожки» Проводим пальчиком по дорожке, произносим отрабатываемый звук.  Примеры звуковых дорожек.

 

http://www.maam.ru/upload/blogs/bfae9fd2ec62b9178d8c913dccfbe0cf.jpg.jpg

 

Использование звукоподражаний.

Повтори, как шумят деревья в лесу: Ш-Ш-Ш

Повтори, как шумит воздух, выходя из проколотой шины: Ш-Ш-Ш

«Кнопочки» проговаривая слог с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на кнопочки (иппликатор Кузнецова). Сколько кнопочек, столько раз нужно повторить звук (в дальнейшем слог по подражанию)

http://www.maam.ru/upload/blogs/bc9bc06b7e942f4d3f762cae8d22e393.jpg.jpg

Если ребенок недостаточно чисто произносит звук «Ш», то следует вернуться на предыдущую ступень вновь проработать подготовительные упражнения, из которых складывается артикуляционный уклад.

После закрепления правильного изолированного произношения переходят к закреплению звука Ш в слогах.

 

III этап – закрепление звука в слогах, словах и предложениях.

      Этот этап основан на принципе от простого к сложному. Ребенку можно предложить повторять сначала простые речевые структуры (слоги), а затем все более сложные: слова, отдельные предложения, небольшие рассказы, насыщенные данным звуком.

 

Ребенку можно предложить:

Игру «Повторялки»: слоговую дорожку из слогов

Ша-шо-шу-ши;

Аш-ош-уш-ыш и.т.д.

Правильно повтори вслед за мной

 

Для более самостоятельного произношения слогов можно предложить такие игры.

«Жучок» летает с цветка на цветок: Ребенок произносит слоги с закрепляемым звуком, утрируя его произношение.

  Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ША

  Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ШО

  И т.д.

 

http://www.maam.ru/upload/blogs/9d0203e06510c9cbfb6c482f19fbeb2e.jpg.jpg

 

 

«Повтори столько раз, сколько… » Логопед хлопнет в ладоши, стукнет палочкой, ударит мячом об пол, отложено палочек или косточек на счетах.

 

“Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: ша-ша-ша-ша-ша

 

Если слоговые дорожки произносятся правильно, можно переходить к произношению в словах и далее в предложениях.

 Для повторения ребенком по подражанию можно предложить чистоговорки, потешки и короткие стишки, насыщенные звуком «Ш».

 

Например:

Мы учим звук «Ш»: ша-ша-ша, ши-ши-ши.

Шумно шипят и шипят малыши:

Лошадь, машина, мышка и кошка,

Пушка, мартышка, уши, окошко.

 

Игры и игровые приёмы, применяемые при автоматизации звука в словах.

Игра «По дорожке слов»

     Ребенок прокладывает путь ( протягивает ниточку) от картинки к картинке, называя слова со звуком « Ш».

http://www.maam.ru/upload/blogs/dfa3ec02c6475706aa0987146d1f2c6e.jpg.jpg  

 

 

 

 

 

 

Игра «Помоги Наташе..» помогает ребенку сформировать фонематическое восприятие.

Ребенок проговаривая слова, определяет наличие звука «Ш».

 

http://ppt4web.ru/images/50/2190/640/img9.jpg

 

 

«Сухой бассейн».

     Коробка с перловой крупой. В крупу зарыты мелкие игрушки в названиях, которых есть автоматизируемый звук. Ребёнок вылавливает игрушку из бассейна и называет её.

http://www.maam.ru/upload/blogs/432b55595992461d346c7bb8ce6d147d.jpg.jpg

 

 

Игра «Рыболов».

    Удочка с магнитом. Рыбки с металлической скрепкой, которыми прикрепляются картинки с автоматизируемым звуком. Ребёнок вылавливает «рыбку» - называет предмет, изображённый на картинке.http://www.maam.ru/upload/blogs/53f3fd92a598caf7c4e4a4bcb63a41bc.jpg.jpg

 

    Если ребенок правильно произносит звук «Ш» в слогах, словах и предложениях, то первоначальные навыки правильного произношения звука приобретены.

  

 

Родителям  теперь следует контролировать произношение в свободной речи.

 

                                                       Анкета для родителей

1.Помогло ли это пособие в закреплении звука вашему ребенку?

2.Что нового Вы узнала о звуке  «Ш»?

3.Какие виды заданий наиболее заинтересовали вашего ребенка?

4.Какие виды заданий вызывали затруднения? Как Вы думаете почему?

5.Какие пожелания по улучшению структуры и содержания пособия у Вас имеются?

 

 

                Ответы на вопросы анкеты разместите, пожалуйста, на нашем сайте.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: yralmyral (12.11.2015)
Просмотров: 1742 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Советы специалистов
НОВОСТИ
Мои статьи [14]
Контакты
Соотвествие сайта Приказу Рособрнадзора № 785 от 29.05.2014
Вход на сайт
МФЦ

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz