Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 05:29

МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 205

Сведения об образовательной организации
Профсоюзная организация
События
Страница ГИБДД
РОДИТЕЛЯМ
Интернет-ресурсы
Обратная связь

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Советы специалистов

КОНСУЛЬТАЦИЯ МУЗ. РУКОВОДИТЕЛЯ

КОЛЫБЕЛЬНАЯ   ПЕСНЯ

«Баюшки-баю... Баю, милую, баю, славную, баю, ди­тятку». Сколько ласковых слов находит мать, баюкая свое дитя. Сколько нежности в ее пении, обращенном к ре­бенку!

Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные, теплые интонации голоса матери, ласковое обращение, моноген­ность пения.

Колыбельная несет в себе народную мудрость, красо­ту, она — частица фольклора. Слово «фольклор» в перево­де с английского означает «народное знание», «народная мудрость» (/о1к — народ; 1оге — знание). Можно сказать,что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, тра­диции, искусство народа, берет начало в колыбельной песне.
Через колыбельную у ребенка формируется потреб­ность в художественном слове, музыке. Мелодия — это душа музыки. Колыбельные песни — первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека.

Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям голоса в пении взрослого, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладевать речью, по­нимать содержание песен. Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих его пред­метах, о животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру. Но самое важное воспитательное влияние на ребенка оказы­вает сама материнская нежность, любовь, составляющая стихию колыбельных.

"Для полноценного развития ребенку необходимо чув­ствовать себя любимым, защищенным. Колыбельная пес­ня, в которой мать с лаской обращается к малышу, вос­полняет его потребность в общении со взрослым, возни­кающую с первых дней жизни. У ребенка рождается от­ветное чувство привязанности к родному человеку, лю­бовь к матери, близким.

Название «колыбельная песня» произошло от слов ко­лыбель, колебать(качать). В народном обиходе было и другое название колыбельных песен —байки, которое произошло от древнерусского глагола байкать (баюкать,качать, усыплять) или баять (говорить, сказывать, шеп­тать). Байкой уговаривали ребенка скорее уснуть.

У детей очень рано проявляется интерес как к актив­ным, так и пассивным движениям (качание, катание), любовь к ритму. Люди заметили, что в пути, под ритмич­ное движение, покачивание, ребенок быстрее засыпает. Поэтому колыбели стали делать так, чтобы они моглираскачиваться. Ритмичное покачивание колыбели сопро­вождалось иногда призвуками — поскрипываниями шес­та, очепа, которые «вплетались» в колыбельный напев.

В народе дорожили колыбельным мастерством. Мать обучала дочерей, играющих с куклами, правильно «бай­кать». В крестьянской семье девочки с 6—7 лет уже при­сматривали за младшими братьями и сестрами, а иногда инанимались нянями в другие семьи. Поэтому пение ко­лыбельных — это искусство, которым в старину овладе­вали с детства.

Народные колыбельные существуют с древности. Они вбирают в себя интонационный строй музыкального язы­ка каждого народа, мелодический «интонационный сло­варь» определенной эпохи. Позже, на основе народных,возникали авторские колыбельные, использовавшие на­иболее типичные обороты, устоявшиеся в народной песне этого жанра. В настоящее время народные колыбельные песни по ти забыты. Многие современные дети выросли без них. учебниках для педагогических институтов встречаются указания на то, что укачивание признается ненужным и вредным: «Укачивание, убаюкивание ребенка заменяется вырабатывающим ритм жизненных процессов (сон, еда и пр.) распорядком... Колыбельная песня соответственно н«1поддерживается бытовой необходимостью». Забывая на­родные обычаи, песни, мы, безусловно, что-то невосполнимо теряем.

Колыбельные — целый пласт народного искусства. Сфега их воздействия на малыша гораздо шире прикладного нан значения успокоить и усыпить. Они несут в себе познава­тельную, воспитательную и эстетическую функции.

Колыбельные помогают матери и ребенку наладить духовный контакт. Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слыша тихий и ласковый голос, младенец пребывает в состоянии комфорта: он желанен и любим. Из колы-

60 бсльных малыш черпает первые знания об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью.

Воспитательная функция песен выражается в том, что малыш воспринимает отношение матери к жизни, ее пе­реживания, вбирает первые нравственные установки и принципы, получает первые представления о человечес­ких чувствах и поступках — любви к родному человеку, доброте, честности.

Эстетическая функция колыбельных заключается в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрас-иому — народная поэзия и народная музыка, сливаясь ■едино, несут в себе красоту, учат сопереживать, пусть пока еще простейшим образам, чувствам, выраженным в сстве. Эти эстетические впечатления, полученные нком в детстве, остаются незабываемыми на всю жизнь.

Несмотря на интонационное и ритмическое своеоб­разие колыбельных разных народов, можно отметить не­которые сходные черты, присущие им. Это спокойный темп, негромкое звучание (мягкая динамика), размерен­ный ритм покачивания, небольшой диапазон мелодии (чаще всего — не более октавы, иногда — несколько звуков), обилие повторяющихся мелодических оборотов (часто варьированных), наличие остановок в конце фраз, припевных слов. Например, в русской колыбельной это слова «баю-баюшки», «люли, люлюшки»1 в разных соче­таниях и видоизменениях.

В мелодике русских колыбельных, как и в других русских народных песнях, особенно в наиболее древних, крестьянских, часто встречаются ходы на кварту, терцию и секунду в различных сочетаниях.

Жанру колыбельной свойственна импровизационность. Часто встречаются различные мелодии на одни и те же тексты, мелодические вариации в разных куплетах песни, варианты текстов. Иногда мать напевает без слов или наслова «бай-бай», импровизируя мелодию на ходу. Пение продолжается до тех пор, пока ребенок не уснет. Колы­бельные следуют одна за другой, скрепленные припевом убаюкивающих слов.

В содержании песен отражался уклад жизни. Взрослый выражал свои тревоги о ребенке, каждодневные заботы о том, чем накормить, как одеть. Вместе с тем часто наблю­дается стремление повернуть к ребенку светлую сторону жизни, отсюда — пожелание счастья, благополучия, бо­гатства, удачи:

Будешь в золоте ходить, Чисто серебро носить.

1 Известный ученый-филолог А.А.Потебня сближал между собой смысл этих слов. Глаголы в повелительном наклонении моли и бай означают спи, засни, успокойся(Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре / Под ред. В.ПАникина, В.Е.Гусева, Н.И.Тол­стого. - М., 1991. - С.8).

Как приятно ложиться спать, если кто-то из взрослых споет колыбельную песню. Пойте детям колыбельные в любом возрасте.

Баю – баюшки, баю,                         Бай, качи, качи,качи!

Не ложися на краю,                          На улице калачи

Придет серенький волчок                За улицей прянички

И ухватит за бочок.                           В огороде яблочки

Ах ты, котенька – коток,                  Я тебе, коту,

Котя, серенький хвосток!                 За работу заплачу:

Приди, котик, ночевать,                    беленький платочек

Мою деточку качать.                         На шею навяжу.

 

Как приятно ложиться спать, если кто-то из взрослых споет колыбельную песню. Пойте детям колыбельные в любом возрасте.

Баю – баюшки, баю,                         Бай, качи, качи,качи!

Не ложися на краю,                          На улице калачи

Придет серенький волчок                За улицей прянички

И ухватит за бочок.                           В огороде яблочки

Ах ты, котенька – коток,                  Я тебе, коту,

Котя, серенький хвосток!                 За работу заплачу:

Приди, котик, ночевать,                    беленький платочек

Мою деточку качать.                         На шею навяжу.

Как приятно ложиться спать, если кто-то из взрослых споет колыбельную песню. Пойте детям колыбельные в любом возрасте.

Баю – баюшки, баю,                         Бай, качи, качи,качи!

Не ложися на краю,                          На улице калачи

Придет серенький волчок                За улицей прянички

И ухватит за бочок.                           В огороде яблочки

Ах ты, котенька – коток,                  Я тебе, коту,

Котя, серенький хвосток!                 За работу заплачу:

Приди, котик, ночевать,                    беленький платочек

Мою деточку качать.                         На шею навяжу.

 

Муз.Р Паулса.  Стихи Аспазии

Перевод с латышского

За печкою поет   сверчок.
Угомонись, не плачь, сынок, —
Вон за окном морозная,
Светлая ночка звездная.
                3 раза

Будут орехи, сладости,

Будут забавы, радости,

Будут сапожки новые

И пряники медовые.                       3 раза

Ну, отдохни хоть капельку.

 Дам золотую сабельку.

Только усни скорей, сынок,

 Неугомонный мой сверчок.      3 раза

 

Стихи В. Лебедева – Кумача Муз. И.Дунаевского

Сон приходит на порог,

Крепко, крепко спи ты.

Сто путей,

Сто дорог

 Для тебя открыты.

 Все на свете отдыхает:

 Ветер затихает,

Небо спит,

Солнце спит,

И луна зевает.

Спи, сокровище мое,

 Ты такой богатый, —

Все твое,Все твое:

 Звезды и закаты.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА: ИЗУЧАЕМ НОВЫЕ СЛОВА

                  Летят снежные пушинки…

Пришла зима. С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки.

*Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестьюлепестками, вот звёздочка с шестью лучами, вот пластинка с шестью гранями!

*Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звёзды превращаются в снежную пыль. *А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и тогда с неба  падает крупа.

*Если нет сильного мороза, снежинки лепятся друг к другу и образуют хлопья.

*Когда из туч снег падает сплошной массой – это снегопад.

*Идёт зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. А тут ещё пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твёрдая корочка. Она называется настом.

* Снег белыйпушистый, холодныйблестящийтает на ладошке…

* Лёд прозрачный. В начале зимы через тонкий лёд замёрзших луж можно рассмотреть листья, лежащие на земле. Через тонкие льдинки можно видеть различные предметы. Если бросить льдинки на землю, они разбиваются на мелкие кусочки.

* Лёд твёрдый: на катке катается много людей, а он не проваливается.

* Лёд скользкий: коньки скользят по льду.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: admin (14.04.2015)
Просмотров: 764 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Советы специалистов
НОВОСТИ
Мои статьи [14]
Контакты
Соотвествие сайта Приказу Рособрнадзора № 785 от 29.05.2014
Вход на сайт
МФЦ

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz