Кухаренко Марина
Юрьевна,
педагог-психолог,
МБДОУ – детский сад
компенсирующего вида № 205
Потребности сегодняшней
жизни общества диктуют необходимость создания широкой сети образовательных
дошкольных учреждений для детей с особыми нуждами. Дошкольное детство - период наиболее
интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если
интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного
развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в
полной мере. Особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с
задержкой психического развития. Тревогу вызывает рост количества детей этих
категорий.
Одной из ведущих особенностей развития детей
этой категории является несформированность эмоциональной сферы. Эмоции этих
детей неустойчивы, неадекватны, поверхностны, ребята не способны к действиям
самоконтроля. Но развитие эмоциональной сферы является одним из условий
успешного усвоения знаний и успешного развития личности в целом. Теоретически и
экспериментально подтвержден тезис о том, что эмоции «прокладывают путь для
других психических процессов». В частности, это путь для процессов
познавательных. Специалисты во всем мире сходятся во мнении, что уровень
эмоционального развития имеет большое значение в жизни человека и создает
условия для формирования преуспевающей и счастливой личности.
Проблема специфики
эмоционального развития детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с ЗПР в
дошкольном возрасте является исключительно актуальной. Нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном
становлении не могут не отразиться на
формировании их личности. Л.В. Выготский
подчеркивал, что «эмоциональная сторона личности имеет не меньшее
значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой
же мере, как ум и воля. То, как будут усваиваться полученные в процессе
воспитания знания и умения, и как ради достижения каких либо целей они будут
использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоционального отношения
субъекта к окружающим людям и окружающей предметной среде».
В настоящее время происходит активное
реформирование системы дошкольного образования: вступили в силу Федеральные государственные
требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного
образования, появляются новые программы
дошкольного образования.
На фоне этих прогрессивных
изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделялось достаточное
внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако с принятием
Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования и данному вопросу уделили должное внимание. В
планируемых итоговых результатах освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования одним из значимых интегративных качеств
ребенка значится качество «Эмоционально отзывчивый», а далее это качество
расшифровывается так: «Откликается на эмоции близких людей и друзей.
Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на
произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения,
мир природы».
Как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В.
Запорожец, только согласованное функционирование интеллектуальной и
эмоциональной сферы, их единство может обеспечить успешное выполнение любых
форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: "Эмоции энергетизируют и
организуют восприятие, мышление и действие".
Формирование
"умных" эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны
рассматриваться в качестве одной из
наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
В процессе развития происходят изменения в
эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с
окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции
возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее
необходимо развивать.
То, что писал Л.С.
Выготский о феномене "засушенное сердце" (отсутствии чувства),
наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на
логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и
в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и
обучения, "обесчувствованию" способствует технологизация жизни, в
которой участвует ребенок.
Замыкаясь на
телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и
сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную
сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому
работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Наш детский сад посещают
дети с тяжелыми нарушениями речи и дети с задержкой психического развития.
Параллельно с речевой патологией состояние детей отягощено неврологической
симптоматикой и ослабленным соматическим состоянием, нарушена общая и мелкая
моторика. В связи с этим, для детей
требуется охранительный режим,
относительно быстрая смена деятельности для предотвращения утомляемости
и появления запредельного торможения.
У большинства детей с
нарушениями речи отмечается задержка развития всех психических процессов:
восприятие, воображение, память, мышление;
а также быстрая утомляемость.
Отмечается недоразвитие эмоций: переживания неглубокие, поверхностные,
реакции неадекватны источникам. Повышенная эмоциональная возбудимость
поляризуется с выраженным эмоциональным спадом.
Таким образом, у наших детей наблюдается
отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями, которого
являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и
контрастных появлений эмоций.
Незначительный повод может вызвать
эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную
ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим,
то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на
действие личности, а на саму личность. Нередко у дошкольников отмечается
состояние беспокойства, тревожность.
Дети с тяжелыми
нарушениями речи и дети с задержкой психического развития испытывают
затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило,
они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании
выполнять задание, о дискомфорте и др.
Для целенаправленной,
системной работы с детьми по развитию эмоциональной сферы разработана и
реализуется программа коррекционно-развивающих занятий «Мир эмоций».
Программа
рассчитана на три года: средняя группа, старшая группа и подготовительная. Темы повторяются, усложняясь, каждый год.
Одну
и ту же тему мы проходим в разных возрастных группах, при этом я использую игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и
углубляется. Таким образом, происходит
развитие от простого к сложному, и любой ребенок
может в своем индивидуальном темпе обучаться по
данной программе. Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на
ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и
взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться
какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие
завершается созданием детьми какого-либо рисунка. Детский рисунок — итог работы
на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения,
полученные в ходе занятия.
Дидактические
игры, используемые на занятии предлагаются воспитателям, для дальнейшего их
использования. Информация по пройденной теме вывешивается в родительский уголок
для продолжения совместной работы по данной теме.
Ценность таких занятий
заключается в следующем: у детей
расширяется круг понимаемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других,
у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.
В дальнейшем, хотелось бы видеть своих
воспитанников эмоционально благополучными, неравнодушными, творческими,
способными к преобразующей деятельности.
|